Недавно я имела возможность ознакомиться с некоторыми документами, направленными Узбекистаном в договорные и рабочие органы ООН, ОБСЕ в связи с обсуждением ими ситуации в Республике с соблюдением ею ряда взятых на себя обязательств в области гражданских прав, прав ребенка, Конвенции против пыток и других международных соглашений. Авторами и составителями сих «опусов» являются такие государственные мужи и органы, как Постоянный представитель при ООН от Республики Узбекистан Алишер Вохидов и Национальный центр Узбекистана по правам человека во главе с его директором Саидовым А.Х.
Рецензентами указаны – аппарат Президента, Кабинет Министров, Аппарат Омбудсмана, Конституционный суд, МИД, МВД, Минюст, Верховный суд, Прокуратура РУз, СНБ, Ассоциация адвокатов.
Изложенное в этих, так называемых, «вербальных нотах», «докладах», «комментариях» назвать «ложью» слишком мягко: это натуральная «брехня» и «чушь собачья»!
Местные реалии расписаны так, как будто Узбекистан - просто-таки «оазис законности и благополучия», где все «для человека и во имя человека»!
Понятно, что всем представителям рода человеческого присуще желание выглядеть в глазах остальных сородичей лучше, чем есть на самом деле.
Однако, по крайней мере, авторам не мешало бы знать меру во вранье, не говоря уж о совести, которой бог наградил только существа разумные, т.е. HOMO SAPIENS!
После же прочтения «победных» реляций господ Вохидова А., Саидова А. и иже с ними возникают сомнения -- «все ли у них дома» и в порядке ли у них органы зрения и слуха?
Или они относят представительные международные организации и с ними весь мир к подвиду ослиных с длинными ушами, на которые можно «навесить» сколько угодно «лапши»?
1. Вот, к примеру, из письма постпреда А.Вохидова от 17.01.2007г. с информацией о ходе реализации Декларации и Плана действий «Мир, пригодный для жизни детей» в Республике Узбекистан:
«В Узбекистане охрана материнства и детства, создание условий для всестороннего и гармоничного развития и воспитания детей в духе общечеловеческих ценностей возведены в ранг государственной политики. Здесь даже в труднейших условиях переходного периода забота о здоровом и счастливом материнстве и детстве выделялась в качестве приоритетной задачи
Осуществляемые в стране Национальная программа по подготовке кадров, Государственная программа реформирования здравоохранения, Общенациональная программа развития школьного образования и т.д. и т.п. не имеют подобных себе прецедентов ни в одной другой стране переходной экономики…».
Ну, прямо в пору воскликнуть, подобно пионерам в советскую эпоху: «За наше счастливое детство спасибо, родная страна!»
И на всех 15 листах такое же словоблудие, приправленное ничего не значащей статистикой, про которую еще в бывшем Союзе говорили: есть «статистика» и статистика.
Так вот, приведенные в письме цифры «динамики роста расходов бюджета на отдельные элементы благополучия семьи, матерей и детей», «достижений Плана действий «Мир, пригодный для жизни детей» и ЦРТ касательно детей « – это все «статистика».
Настоящая же статистика та, что дети, ученики поголовно всех сельских школ как принуждались к сбору хлопка до ратификации Узбекистаном Конвенции о правах ребенка» и принятия Закона «О гарантиях прав ребенка», так и продолжают принудительно трудиться на полях.
В сезон не имеют возможности учиться даже ученики младших классов, т.к. их учителя тоже снимаются с работы в школе и направляются на хлопок.
Прекрасно зная это, постпред в письме от 15.11.2006г. заявляет:
«Утверждение о принудительном труде, в частности, в отношении детей, не соответствует действительности».
При этом он цинично поясняет:
«Для подготовки молодежи к труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, средних учебных заведений для выполнения детского труда, не причиняющего вреда их здоровью и развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижению ими 14-летнего возраста с письменного согласия одного из родителей.
Молодежь в свободное от учебы время помогает своим родителям-фермерам, работающим в форме семейного подряда».
Это сбор хлопка на зараженных гербицидами полях – «детский труд, не причиняющий вреда их здоровью и развитию»?
Отрыв от школы на два и более месяца – «не нарушает процесс обучения»?
Запугивания родителей и угрозы учителям за предоставление ими информации правозащитникам, пытающимся проводить мониторинг по использованию принудительного труда детей, – «письменные согласия»?
Настоящая статистика та, что в целях экономии средств по выплате пособий на детей за право рождения третьего и более ребенка государство взимает с родителей по 200.000 сум!
Настоящая статистика та, что повсеместно и в школах и в детских садах у родителей в течение учебного года постоянно под разными предлогами вымогаются денежные средства на уборку, охрану, ремонт и т.п.
И настоящая реальность состоит в том, что национальная система образования и школьного и высшего окончательно деградировала и воспитывает безграмотное, аморальное, зараженное нигилизмом поколение страны.
Расписанные же в письмах и докладах многочисленные «программы» и «мероприятия» в осуществление Плана действий и Целей Развития Тысячелетия – не более, чем бумажная фикция.
А всякие громкозвучащие Фонды, Центры, Общества, Координационные советы по обеспечению благополучия детей Узбекистана – эти дутые органы, в которых, тем не менее, очевидно «крутятся» огромные средства.
2. Насквозь ложны и утверждения официального Ташкента по вопросам развития демократических свобод и гражданский прав, которые неоднократно ставились в повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи ООН.
В резюме Комментариев Республики Узбекистан по докладу Генерального секретаря ООН «Положение в области прав человека в Узбекистане» от 18.10.2006г. приложения к письму постпреда от 03.11.2006г. с обидой говорится:
«Содержание доклада свидетельствует об отсутствии у составителей документа объективных данных о реальном положении в области прав человека в Узбекистане или нежелании использовать их, несмотря на представление узбекской стороной подробной информации по всем упомянутым в докладе вопросам.
Узбекская сторона не согласна с большинством утверждений доклада и призывает отказаться от попыток дискредитации высоких идеалов Организации Объединенных Наций путем использования политических манипуляций, двойных стандартов и селективного подхода».
Официальная позиция Узбекистана, представляемая его чиновниками, соответствует армейскому присловью:
«вся рота шагает не в ногу, один капрал в ногу»!
По Вахидову А. лгут все – и спецдокладчики УВКБ, и Хьюман Райтс Уотч, и Международная Хельсинкская Федерация и, главное, рядовые узбекские граждане, чьи права беззастенчиво нарушаются именно государственными органами и их должностными лицами.
При этом г-н постпред считает себя вправе заявлять:
«В Узбекистане убеждены (выделено мной), что рассмотрение вопроса о положении в Республике в области прав человека на 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН осуществлялось без каких-либо реальных на то оснований, не имеет ничего общего с действительным положением дел, а преследует иные цели».
Далее он еще позволяет себе поучать:
«Суверенные страны должны стремиться к совершенствованию демократических институтов, исходя из своей истории, культуры и традиций. Поэтому, присоединяясь к общему мнению всех стран о необходимости реформирования ООН для соответствия организации современным реалиям, в Узбекистане уверены, что приоритетом международных организаций должно быть содействие развитию, в том числе демократических институтов, уважая национальный выбор и традиции полноправных членов ООН».
Положение узбекского народа в роли бессловесного «барана на заклание» - это «национальный выбор», который международное сообщество «должно уважать»?
Что касается традиций, то ведь цивилизованное человечество, к примеру, не ест грязными руками или не сажает на кол и не сжигает на кострах инакомыслящих?
Но нет, Узбекистан (конечно, имеется в виду власть) хотел бы продолжать такие свои «традиции», как:
расстреливать протестующих мирных граждан;
преследовать и заключать в тюрьмы за малейшее несогласие с режимом;
пытать подозреваемых и обвиняемых для получения признательных показаний
и др. подобные «традиции».
Ни для кого не секрет, что спекуляции на самобытности каждого народа используются грязными политиками различных мастей для оправдания любых, даже самых бесчеловечных преступлений.
Поднаторев в словесных манипуляциях, узбекская власть даже мало заботится о соблюдении в них простейшей логики:
с одной стороны, отмахиваясь (точнее будет, отбрехиваясь) от обвинений в нарушениях гражданских прав «национальными особенностями»,
с другой стороны, она желает позиционировать себя в качестве полноценного члена международного сообщества, участника международных договоренностей.
Как говорится, хочешь носиться с традициями, словно «дурень с писаной торбой» – не надо тогда лезть в «полноправные члены ООН, признающие общепринятые нормы и стандарты».
В письме от 15.11.2006г. указывается:
«Диктовать суверенному государству присоединиться к какому-либо международному соглашению – является неправильным с правовой точки зрения и совершенно неуместно.
Это суверенное право каждой страны, к какому соглашению оно должно присоединиться и когда».
К подписанию «шести основополагающих международных договоров в области прав человека» власти Узбекистана, надо полагать, никто не принуждал.
И тем не менее, практически нет ни одного положения содержательной части этих документов, которое бы полноценно соблюдалось.
Чиновная номенклатура Узбекистана , вырядившись в современные костюмы и фраки, наведя лоск на свои ботинки, не хочет выглядеть ущербной и, чтобы не оказаться изгоем в среде цивилизованных стран, подписав ряд международных соглашений о гражданских и политических и др. правах, с пеной у рта тщетно пытается убедить мир, что
«Республика Узбекистан ведет решительную борьбу с любыми нарушениями прав человека, в том числе, пытками людей» (письмо от 30.06.2006г.),
Такие утверждения иногда «неосмотрительно» опровергаются даже отдельными должностными лицами РУз, например, начальником ГСУ МВД РУз У.Мухаммадиевым, публично заявившим перед представителями общественности, международных организаций и зарубежных СМИ на июльском семинаре 2008г., посвященном реализации вводимого института «habeas corpus»:
«Нужно сделать выбор: или права человека, или раскрываемость преступлений!».
И очень показательно, что участвовавшие в семинаре правительственные чиновники от Минюста, Сената, Аппарата Президента, Верховного суда, Генпрокуратуры, а также, конечно, Омбудсман – госпожа С.Рашидова, остались индиферрентны к заявлению главного следователя Узбекистана.
Думаю, что зачастую молчание красноречивее слов демонстрирует действительное отношение лиц к обсуждаемым явлениям, и молчание высокопоставленных должностных особ Узбекистана на филиппику господина У.Мухаммадиева является признанием – пытки никуда не делись из арсенала средств «правоохранительных» органов для фабрикации уголовных дел, несмотря на уверения государства о реализации всех 22 пунктов рекомендаций спецдокладчика ООН по пыткам Ван Бовена по их искоренению.
Единственно правдивыми в сообщениях власти Узбекистана международному сообществу являются аргументы в свою защиту, что в стране «создана национальная система институтов по правам человека – Конституционный суд, Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен) парламента, Национальный центр по правам человека и др., которые (якобы) плодотворно работают».
Однако правильнее и честнее было бы говорить не о «создании», а лишь об их «учреждении», потому что, как сказал народ устами своего фольклорного героя ходжи Насреддина:
«Сколько ни говори «халва», сладко во рту не станет!»,
потому что ни один из этих институтов даже худо-бедно не выполняет своего прямого предназначения. Какая там «плодотворная работа»?!!
Эти учрежденные государством «институты» являются чем угодно: ширмой, замазкой, кормушкой, в конце концов, для государственных чиновников,
но только не органами по защите граждан от произвола государства.
А как же иначе? Ведь они назначаются властью и ею же оплачиваются!
Впрочем, так же, как и «многоуважаемый» постоянный представитель в ООН от Узбекистана.
3. Что же касается хвалебных панегерик господина Вохидова А. с высокой трибуны ООН об «эффективной», независимой судебной власти, правоохранительных органах, о «безграничной свободе», которой пользуются в Узбекистане СМИ, «свободе» убеждений, ассоциаций, то у представительной аудитории слушателей, верно, «уши вяли» от стыда за докладчика, если, конечно, они их не затыкали.
Не желая даже начинать подробный анализ просмотренной корреспонденции ответственных должностных лиц и органов Узбекистана, направленной в ООН в этой части,
как человек, в числе многих тысяч других граждан испытавший на себе произвол национальной судебно-правовой системы, выражусь коротко:
это настоящая омерзительная клоака, СПРУТ, в котором тотальной коррупцией сплетены неразрывно суд- милиция-прокуратура, а адвокатура низвела себя до прислужницы этого «триумвирата»!
Так что заранее прошу прощения за грубость:
после просмотра официальной «бредятины» охватывает такое чувство тошноты, что хочется «сунуть два пальца в рот», вывернуться наизнанку и отмыться с пемзой!
Ким Ада - специальный консультант по правам человека пресс-центра «Правозащитный Альянс Узбекистана-PAU»
30 ноября 2008года