Узбекские власти часто критикуют оппозицию в неконструктивизме и нежелании сотрудничасть в целях достижения общественного благополучия и экономического прогресса. Любая критика воспринимается как покушение на государственный строй и попытка дестабилизации политической обстановки, и против инакомыслия используются репрессивные методы. Но жизнь показывает, что это без политического плюрализма нет движения к будущему, без альтернативного мнения общество топчется на месте. Оппозиционные силы не ставят перед собой цель критики ради критики (хотя критика - это часть общественного мнения, и она имеет право на существование), достижения популизма в массах через помпезные и несбыточные лозунги, а также свержение власти (подобное имеет место только у реакционной оппозиции, которая появилась как ответ на антизаконные действия правительства).
Оппозиция также живет чаяниями людей, она тоже часть общества, и желает подключиться к реформам, которые проводятся в стране. К сожалению, государственные структуры не всегда прислушиваются к ее мнению, и это очень печально. Ибо в оппозиции состоят ученые, мыслители, творческие личности, имеющие свои взгляды на события и стремящиеся участвовать в улучшении жизни населения Узбекистана, поднятию национальной экономики.
К одним из фактов такого участия следует отнести состоявшуюся 18 сентября 2008 года в Ташкенте конференцию представителей молодёжи Узбекистана, посвящённую обсуждению итогов работы МЭКС - Международного Экономического Консультативного Совета. В ней приняли участие представители молодежного крыла партий ОДП, организации МОПЧУ, НОПЧУ, ОПЧУ, Комитет Узников Совести, Правозащитный Альянс Узбекистана PAU, Уйгун Узбекистан, Бирдамлик, а также Коалиция Солнечного Узбекистана вместе с другими независимыми молодёжными организациями.
Собравшиеся обсуждали насущные проблемы республики, накопившиеся в течение многих лет. Речь шла о таких важных секторах экономики, как финансы, сельское хозяйство, промышленность, инвестиции, малый и средний бизнес, политические трансформации, и в этом направлении были заслушаны доклады специалистов и ученых. Понимая, что пустой критикой ситуацию не исправить, им были внесены предложения, способные повлиять на реформы в позитивную сторону. В частности, были обсуждены аспекты проекта экономической программы "Дорожная карта к Процветанию".
Данная программа - это оценка независимыми экспертами хода экономических и политических реформ в стране. В ней констатируется, что в результате тотального административного контроля и грубого вмешательства государства во все сферы экономических отношений, в стране не развиваются рыночные механизмы. «Дорожная карта» будет намечать конкретные шаги в таких сферах, как сельское хозяйство, торговля, промышленность, макро и микроэкономика, монетарная и фискальная политика, политическая реформа. Безусловно, экономические реформы невозможны без изменения политической составляющей, и здесь были внесены предложения проведения серьезных шагов в таких сферах, как свобода слова, собраний, свободные и справедливые выборы в Олий Мажлис, не исключая представителей оппозиционных партий и движений. Участники конференции заявили, что их «целью является создание современного, цивилизованного, демократического государства, основанного на уважении прав человека, конституционных норм и гуманизма».
Остановимся подробнее на «Дорожной карте к Процветанию». В ней предлагаются принятие незамедлительных и практических реформ в сфере
земельных отношений, которые должны включать следующее:
- внедрение рыночных механизмов использования земельных ресурсов с конечной целью введения частной собственности на землю путем укрепления прав аграриев по распоряжению и пользованию арендуемой земли, в том числе предоставления возможности перепродажи прав на землю, земельного залога ( при получении ипотечного кредита);
- отмена норм, регулирующих договор контрактации. Согласно действующего законодательства предприятие-производитель сельскохозяйственной продукции не может продать свой собственный товар другому юридическому лицу, если последний не является заготовительной организацией. Отмена данной нормы позволит фермерам, производителям сельскохозяйственной продукции, самостоятельно распоряжаться своим товаром по ценам, определяемым рынком, а не государством;
- демонополизация и либерализация сфер снабжения и торговли, в том числе торговли, производства, переработки, и экспорта хлопка;
- устранение неэффективных и необоснованных ограничений на развитие предпринимательства на селе, прежде всего фермерских и дехканских хозяйств и категорический запрет на всякие формы административного вмешательства в дела сельских производителей;
- создание рыночных механизмов поддержки малого бизнеса на селе.
Что касается аспектов
торговли, то в программе отмечено, что ныне процветает торгово-спекулятивная деятельность, которая практически подменила производство. Речь прежде всего должна идти о производственной деятельности. Необходимо развивать малое и среднее предпринимательство. Во всех развитых странах малые и средние предприятия, производят до 80% экономической продукции страны. Необходимо осуществление кооперативных начал в развитии экономики. Республика много теряет от разрыва экономических отношений с другими государствами Центральной Азии, достаточно сказать, что торговля с этими республиками сократилась более чем наполовину по сравнению с 1990 годом. В результате все товары местного производства, которые прежде находили сбыт у соседей, затоварили склады местных торговцев. При этом недостаточными являются те иностранные инвестиции, которые были осуществлены, экономика нуждаемся не в кредитах, а в активном сотрудничестве с развитыми иностранными компаниями и активном участии в процессе глобализации мировой экономики. Для этого необходимо создать условия для гарантии сохранности вложенных в предприятие капиталов. Это требует ликвидации всех форм административного вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Государство должно обеспечить самую полную и свободную возможность развитие рыночных механизмов в экономике. Предлагаются следующие меры экономических реформ и призывается молодёжь для принятия активного участия в их осуществлении:
- восстановление и развитие традиционных торгово-экономических отношений со странами региона Центральной Азии, включая отмену визовых режимов и восстановление приграничной торговли;
- вступление в ВТО и развитие регионального сотрудничества должно стать приоритетом государственной политики;
- либерализация экономической жизни путём устранения всех административных барьеров, мешающих свободному предпринимательству.
- принятие парламентом закона об участии молодёжи в создание малых и средних предприятий. Этот закон должен учесть ряд привилегий в отношении вновь создаваемых молодыми предпринимателями предприятий. Эти предприятия должны носить только производственный характер. Государство должно предусмотреть создание из молодых людей менеджеров современного типа, учитывая, что менеджмент и современная технология являются основой основ современной экономики;
- создание условий для восстановления доверия и привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Промышленность является составной частью секторных реформ. Узбекистан унаследовал промышленность советского типа, в основе которой лежала система государственного планирования и централизованного распределения ресурсов (сырьевых, материальных, финансовых и т.д.) В настоящее время многие промышленные объекты и предприятия простаивают без работы, потому что оставаясь под контролем государства не могут отвечать требованиям рынка по причине отсутствия инвестиций для реформирования промышленности, грамотного современного управления и полного отсутствия какой либо программы интеграции в глобальный рынок. При этом были созданы новые промышленные предприятия путем использования иностранных и государственных инвестиций, однако, высокий уровень коррупции в сочетании с низким уровнем компетентности государственных чиновников ответственных за данные проекты привели к чрезмерному увеличению внешнего долга страны, а также к тому, что большинство из этих проектов в настоящее время неконкурентоспособны.
Необходима прозрачная и рациональная приватизация секторов промышленности и отказ государства от неэффективного субсидирования, противоречащих принципам добросовестной конкуренции.
Бюджетная политика не может быть вне общественного контроля. Государственный бюджет является закрытой информацией и не обсуждается публично. Годовой бюджет, налоги и пошлины утверждаются правительством без участия законодательной власти, что является прямым нарушением действующей конституции, согласно которой принятие бюджета и налоговой политики является прерогативой законодательной власти. Необходимо ежегодное публичное обсуждение государственного бюджета и информирование общественности об утверждении и распределении бюджетных средств.
Монетарная и фискальная политика требует серьезной реформы. Государство вмешивается и контролирует коммерческую деятельность банков и других финансовых институтов, в результате чего сфера финансовых услуг не развивается и не пользуется доверием у населения. Годы неэффективной фискальной и монетарной политики усугубили финансовое положение государства, создав серьезные проблемы с платежным балансом и конвертируемостью национальной валюты. Необходимы следующие меры, которые дадут возможность оживить экономику Узбекистана:
- полная либерализация обменного курса валюты;
- реформа банковской и платежной системы;
- приватизация банков;
- устранение политического давления государства на деятельность банков под видом осуществления надзорных функций над финансовой состоятельностью коммерческих банков;
- устранение несвойственных для банков налогово-контрольных функций;
- обеспечение прозрачности и предсказуемости в деятельности государственных органов.
Касаясь состояния рыночной экономики, то здесь упор необходимо сделать на укрепление института частной собственности, права на ресурсы и использование и управление системой рынков и цен для координации экономической деятельности. «Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Решающим условием экономического прогресса должна быть свобода предпринимательской деятельности» - отмечается в документе конференции.
Были рассмотрены такие вопросы, как состояние демократии и свободы слова, и тут было отмечено, что без реализации этих понятий невозможно достичь реальных политических и экономических реформ. Участники заявили: «демократический политический режим должен предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Именно такой политический режим означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений».
Для того, чтобы экономические реформы заработали, необходимо реформирование всей системы власти, т.е. реформа административной, судебной и законодательной ветвей. В настоящее время, система разделения властей не работает. Суды не являются независимыми и зачастую принимают решения навязанные исполнительной властью. Исполнительная власть пишет и интерпретирует законы, а законодательная власть в своем большинстве представлена лицами подконтрольными исполнительной власти. Без независимой судебной системы невозможно верховенство закона. Без системы подотчетности исполнительной власти перед народом невозможна прозрачность и предсказуемость деятельности администрации. Исполнительная власть узурпировала право принятия решений во всех сферах экономических и политических отношений, грубо вмешиваясь и контролируя все сферы деятельности, при этом не неся ответственности перед народом. В результате берет верх коррупция и произвол чиновников.
Административная реформа должна включать в себя:
- ограничение ведомственного нормотворчества (так называемые подзаконные акты) и передача функций по развитию нормативной базы законодательной ветви власти;
- пересмотр функций и методов органов государственного регулирования с целью ограничения государственного вмешательства в экономику и отказа от использования административных методов управления;
- сокращение государственного аппарата; создание компетентного, компактного и эффективного административного аппарата.
Реформа судебной власти, включая реформу судебного законодательства, которое бы обеспечивало:
- независимость судей;
- конституционность законов;
- полный отказ исполнительной власти от вмешательства в деятельность судов в виде вмешательства государственных органов и контроля прокуратуры за судом;
- состязательность сторон;
- устранение несвойственных судам функций;
- привлечение общественности в судебный процесс (суды присяжных);
- введение института третейских судов.
В рамках законодательной реформы необходимо, чтобы демократические принципы о неприкосновенности частной собственности, свободной торговли, разделения властей и прав человека были установлены в основном Законе страны - Конституции. Так как большинство нормативных актов (таких как Гражданский Кодекс, Таможенный Кодекс, Налоговый кодекс, Административный кодекс, и т.д.) которые были приняты в начале 90'х годов, более не отвечают современным требованиям рыночной экономики и интеграционным процессам, существует острая необходимость приведения законодательства в соответствие с Конституцией и международными обязательствами.
Кроме того, участники затронули такой злободневный вопрос общественной жизни, как проявление экстремизма. И тут все были единодушны в том, что «будь то экстремизм политический, религиозный или социальный экстремизм, однако он порождает кровавые конфликты, социальное противостояние и политическое противоборство, которое отрицательно сказывается на жизни миллионов людей, доводит их до нищеты и смерти».
Говоря о социальной защите, то тут было высказано мнение, что использование принудительного детского труда неприемлемо в демократическом государстве. Для недопущения подобного необходимо образовать общественный мониторинг за осуществлением постановления Кабинета Министров от 12 сентября, Конвенции МОТ №138 о Минимальном Возрасте, Конвенции 182 по Худшим Формам Детского труда, а также изыскать возможность тесного сотрудничества с правительством и межправительственными организациями такими как ЮНИСЕФ, МОТ, Международный Консультативный Комитет по Хлопку (ICAC), и другими уважаемыми международными организациями.
Данная конференция - это один из шагов оппозиционного движения, направленного на сотрудничество с властями, доказательство их намерений содействовать развитию страны. И чем быстрее правительство осознает это и вступит в диалог, тем быстрее будут проведены реформы и достигнуты цели процветания.
Солнечная Коалиция Узбекистана
Азиз Умаров
15 Октября 2008