«18» сентября 2008г. в Ташкенте состоялась конференция представителей молодёжи Узбекистана, посвящённая обсуждению итогов работы МЭКС – Международного Экономического Консультативного Совета. На ней приняли участие представители молодежного крыла партий ОДП, организации МОПЧУ, НОПЧУ, ОПЧУ, Комитет Узников Совести, Правозащитный Альянс Узбекистана, Уйгун Узбекистан, Бирдамлик, а также Коалиция Солнечнного Узбекистана вместе с другими независимыми молодёжными организациями. Представители организации Уйгун Узбекистан выступили с инициативой обсудить на данной конференции проделанную работу проекта МЕКС, в таких секторах, как финансовый, аграрный, малого и среднего бизнеса. Где по итогам работы был сделан вывод о необходимости разработки Экономической программы “Дорожная карта к Процветанию” Представители организации ОПЧУ, поддержав данную инициативу, и со своей стороны предложили выпустить совместное обращение от молодежи к лидерам представителей общества Республики Узбекистан. Также был подписан совместный Меморандум о Взаимопонимании предложенный представителями от Правозащитного Альянсa. Единогласно все участники утвердили предложение партии ОДП о рассмотрении всем силам объединиться и закрепить общие договоренности на высшем уровне. СУ по итогам проведенной работы высказалась за совместную работу по программе выхода из нынешней критической экономической ситуации. Было предложено принять экономическую программу “Дорожной Карты к Процветанию Узбекистана”. При этом предполагается, что каждая организация, которая присоединяется к данной программе, выберет свое направление деятельности в рамках общего проекта. Дорожная Карта основывается на оценке хода экономических и политических реформ в стране. В ней констатируется, что в результате тотального административного контроля и грубого вмешательства государства во все сферы экономических отношений, в стране не развиваются рыночные механизмы. Дорожная карта будет намечать конкретные шаги в таких сферах, как сельское хозяйство, торговля, промышленность, макро и микроэкономика, монетарная и фискальная политика, политическая реформа. При этом представители молодёжи считают необходимым проведение политических реформ, без которой невозможно осуществление экономических реформ. Политические реформы должны включать свободу слова, собраний, свободные и справедливые выборы в Ойли Мажлис не исключая представителей оппозиционных партий и движений. «18» сентября 2008 г. Ташкент, Узбекистан Обращение молодежи Уважаемые соотечественники, Мы, представители молодежи Узбекистана выражаем свою готовность внести свой активный вклад в дело строительства демократического государства в Узбекистане и призываем все политические партии страны, все общественные организации, всех честных граждан, все патриотические силы принять активное участие по модернизации нашей родины, по укреплению её демократических основ, по реформированию экономических и социальных структур. Нашей целью является создание современного, цивилизованного, демократического государства, основанного на уважении прав человека, конституционных норм и гуманизма. Мы стремимся к укреплению независимости и суверенитета нашей Родины. Она прекрасна и внесла огромный вклад в развитие мировой цивилизации, и мы стремимся к тому, чтобы она заняла достойное место в мировом сообществе. Наша республика проходит сложный период в своём развитии. Вероятно, есть проблемы, которые нужно решать совместно государству и общественности. Мы считаем необходимым, прежде всего, обратить внимание общества на положение молодёжи. Молодёжь должна объединиться и выдвинуть свои предложения по осуществлению тех положений, которые приняты руководством республики. Можно принимать сотни хороших указов и постановлений, но надо уметь их ещё и осуществлять. И особенно в условиях рыночной экономики, когда нужна твёрдая политическая воля для их осуществления. Мы считаем также необходимым развитие малого предпринимательства с целью вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность. Только участие в развитии экономики рыночных институтов поможет молодёжи почувствовать себя активными сотрудниками движения страны к будущему. Молодёжь готова принять активное участие в подготовке и проведении реформ. Меморандум о Взаимопонимании Настоящий Меморандум о Взаимопонимании (далее – «МЕМОРАНДУМ») заключён «18» сентября 2008 г. в городе Ташкент. МЕЖДУ Представителем молодёжи Демократической Партии «Озод Дехконлар» (Узбекистан), с одной стороны, Представителем молодёжи «Правозащитный Альянс Узбекистана PAU» (Узбекистан), с одной стороны, Представителем молодёжи «Коалиция Солнечный Узбекистан» (Узбекистан), с одной стороны, Представителем молодёжи «МОПЧУ» (Узбекистан), с одной стороны, Представителем молодёжи «НОПЧУ» (Узбекистан), с одной стороны, Представителем молодёжи «ОПЧУ» (Узбекистан), с одной стороны, Представителем молодёжи «Комитетa Узников Совести» (Узбекистан), с одной стороны, Представителем молодёжи «Уйгун Узбекистан» (Узбекистан), с одной стороны, Представителем молодёжи « Бирдамлик » (Узбекистан), с одной стороны Коалиция вместе и далее именуемые «СТОРОНЫ» (УЧИТЫВАЯ проявленный СТОРОНАМИ взаимный интерес в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества. А также понимание, что Центральную Азию охватил глубокий политический, социальный и экономический кризис, который грозит утратой всех завоеваний политической независимости. Стороны осознают, что на молодежь, молодежные организации ложится особая ответственность за будущее наших народов, за будущее нашего региона. Мы молодежь, члены демократических организаций осознавая свою ответственность выражаем готовность к сотрудничеству и взаимопониманию на основе общих принципов.) В этой связи, СТОРОНЫ НАСТОЯЩИМ СОГЛАСИЛИСЬ о нижеследующем: Статья 1. ПРЕДМЕТ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ 1.1 Демократия и свобода слова. Мы признаем демократию как единственную приемлемую форму развития нашего государства. Свобода слова как необходимая составная часть демократии. Мы солидарны в понимание, что демократический политический режим должен предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Именно такой политический режим означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. 1.2 Рыночная экономика. Мы привержены к идеи необходимости строительства рыночной экономики где одной из составной является частная собственность, на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Мы согласны, что одной из главных предпосылок рыночной экономики выступает личная свобода всех участников экономической деятельности. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Решающим условием экономического прогресса должна быть свобода предпринимательской деятельности 1.3 Экстремизм. Мы выступаем против экстремизма в любом его проявление. Будь то экстремизм политический, религиозный или социальный экстремизм которые порождают кровавые конфликты, социальное противостояние и политическое противоборство, который отрицательно сказывается на жизни миллионов людей, доводит их до нищеты и смерти. Мы за мирный диалог и взаимопонимание в обществе. 1.4 Добрососедские Отношения и региональная интеграция. Мы сторонники целостности и укреплении национальной независимости нашей страны. Также мы считаем, что в условиях глобализации без уважительных отношений с соседними государствами, без региональной интеграции, без сотрудничества с мировым сообществом и международными организациями невозможно обеспечение полноценного развития страны. Мы сторонники постепенной интеграции стран Центральной Азии, мы за отмены разного рода систем ограничений между странами и их населениями в регионе, поскольку ценности и принципы демократии, рыночной экономики и предпринимательства, обеспечение системной безопасности требуют регионального сотрудничество и интеграции. 1.5 Социальная защита детей. Мы считаем, использование детского труда неприемлемо в демократическом государстве. В Азии дети всегда помогали семье, они были активными помощниками родителей. Но в некоторых странах практикуется принудительный детский труд, против которого мы должны активно протестовать и бороться. Мы считаем необходимым образовать общественный мониторинг за осуществлением постановления Кабинета Министров от 12 сентября, Конвенции МОТ №138 о Минимальном Возрасте, Конвенции 182 по Худшим Формам Детского труда, а также изыскать возможность тесного сотрудничества с правительством и межправительственными организациями такими как ЮНИСЕФ, МОТ, Международный Консультативный Комитет по Хлопку (ICAC), и другими уважаемыми международными организациями. Дети должны учиться в школе, чтобы в будущем помогать обществу преодолевать трудности своими знаниями. Статья 3. СРОК ДЕЙСТВИЯ МЕМОРАНДУМА 3.1. Настоящий МЕМОРАНДУМ вступает в силу с момента его подписания и действует до того, как одна из Сторон или все Стороны вместе, выразят желания о его прекращении или приостановлении путем письменного уведомления. Статья 4. КОНТАКТЫ 4.1. Для обеспечения взаимодействия в рамках МЕМОРАНДУМА, СТОРОНЫ назначают следующих уполномоченных лиц: От имени: тел.: Е-майл: 4.2. Все письма, уведомления, приглашения и иные письменные документы, имеющие статус не конфиденциальной (обычной) переписки направляются СТОРОНАМИ в вышеуказанные адреса, обычной или электронной почтой, факсом или иным общепринятым способом. 4.3. Документы, имеющие конфиденциальный характер, переправляются нарочно с курьером и вручаются получающей СТОРОНЕ под роспись. Статья 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5.1. Настоящий МЕМОРАНДУМ включает полное взаимопонимание СТОРОН в отношении вопросов, содержащихся или упоминаемых в нем, и в нем не имеется никаких обещаний, положений, условий или обязательств, выраженных в устной или письменной форме или подразумеваемых, за исключением тех, которые содержатся в МЕМОРАНДУМЕ. 5.2. МЕМОРАНДУМ составлен и подписан на узбекском, русском и английском языках в экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному для каждой из СТОРОН. Соглашение о сотрудничестве и партнерстве Установление партнерства между _____________ с одной стороны и________________________ Узбекистана с другой стороны и _______________________ Узбекистан, с другой стороны . и ________________________ Узбекистан, с другой стороны. и ________________________ Узбекистан, с другой стороны. и ________________________ Узбекистан , с другой стороны . Здесь и далее будет упоминаться как «Коалиция», ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ связь между Коалицией, Членами Организаций Республики Узбекистан и их общее долевое участие; ПРИЗНАВАЯ, ЧТО предметом желания Коалиции является укрепление этих связей и установление партнерства и сотрудничества, которое усилит и расширит отношения установленные в прошлом, в частности, в рамках Меморандума о Взаимопонимании между Представителями Молодёжи, подписанного ______________ 2008; ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что обязательства Коалиции и Членов организаций Республики Узбекистан, усилить политическую и экономическую свободы, составляющие основу Демократической Конституции Узбекистана, ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ обязательства Сторон в поддержке международного мира и безопасности, а также мирного урегулирования разногласий и сотрудничество с этой целью в рамках ООН и ОБСЕ, ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ твердое убеждение Коалиции и Членов их Организаций Республики Узбекистан в полном выполнении всех принципов и условий, содержащихся в Заключительном Акте Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Заключительные Документы последующих Встреч в Мадриде и Вене, Документ ОБСЕ Конференции Экономического Сотрудничества в Бонне, Главы документа Париж для Новой Европы и ОБСЕ Хельсинки 1992г., «Призывы к Переменам» УБЕЖДЕННЫЕ в первостепенной важности правовых норм и уважения прав человека, особенно такую меньшую часть как учреждение многопартийной системы, включая свободные и демократические выборы и экономическую либерализацию, нацеленную на поднятие рыночной экономики, ПРЕДПОЛАГАЯ, что полное выполнение данного Соглашения о Сотрудничестве и Партнерстве будет зависеть и внесет свой вклад в продолжение и выполнение политических, экономических и юридических реформ в Республике Узбекистан, так же как представление факторов, необходимых для сотрудничества, НАСТРОЕННЫЕ на региональную поддержку вопросов, входящих в данное соглашение со стороны соседних стран, с целью дальнейшего продвижения процветание и стабильности региона, НАСТРОЕННЫЕ на установление и развитие регулярного политического диалога по двусторонним и международным проблемам учитывая взаимный интерес сторон, ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ готовность Коалиции предусмотреть соответствующее экономическое сотрудничество и техническую помощь, УЧИТЫВАЯ экономические и социальные различия между Развитыми Странами и Республикой Узбекистан, ПРИЗНАВАЯ, что одна из основных целей данного Соглашения состоит в способствовании устранения таких различий путем помощи Коалиции в развитии и реструктуризации экономики Узбекистана, ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что выгодность Соглашения в постепенном возобновлении отношений между Республикой Узбекистана и соседними странами в более широкой области сотрудничества и ее прогрессивной интеграции в открытую международную систему, УБЕЖДЕНЫЕ, что данное Соглашение создаст новый климат для дальнейших экономических обсуждений между Сторонами и, в особенности, для развития торговли и инвестиций, которые являются существенными в экономическом реструктурировании и технологической модернизации, НАСТРОЕНЫЕ на установление близкого сотрудничества и взаимной поддержки методов защиты основопологающих принцыпов демократии, принимая во внимание взаимозависимость, существующую между Сторонами в этой области, ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ намерение Сторон, развить сотрудничество в области экономической дорожной карты к процветанию ввиду взаимодополнения их действий в этой области, НАСТРОЕННЫЕ на установление культурного сотрудничества и улучшения потока информации, Стороны Договорились о нижеследующем: Пункт 1 Данным Соглашением устанавливается партнерство между Коалицией и Членами их Организаций. Целями данного партнерства являются: - поддержать процесс объединения Демократически ориентированных сил в Коалицию гражданского прогрессивного движения, - представить соответствующие рамки (структуру) для политического диалога между Сторонами, позволяющими развитие политических отношений, - поддержать объединенную экономическую и социальную дорожную карту реформ для успешного перехода к демократически ориентируемым ценностям, - содействовать развитию торговли, инвестиций и гармоничных экономических отношений между Узбекистаном и Мировым Сообществом и способствовать их устойчивому экономическому развитию, - создать основу для законодательного, экономического, социального, финансового, гражданского, научного, технологического и культурного сотрудничества, -поддержать усилия Узбекской стороны в укреплении демократии, развитии экономики и завершения процесса перехода к рыночной экономике, -установить дружественные отношения с правительствами и неформальными организациями независимых стран Средней Азии, - поддержать политику всестороннего сотрудничества с мировым сообществом, - содействовать гражданскому обществу в продвижении Конституционного порядка в Республике Узбекистан, - поддержать ценность прав человека, правовые нормы и облегчить освобождение политических и других заключенных совести. Часть II Общие Принципы Пункт 2 Уважение демократии, принципов международного права и прав человека, а именно, как это определено в Главе Организации Объединенных Наций, Хельсинском Заключительном Акте и Главе Париж для Новой Европы, а так же принципах рыночной экономики, включая изложенные в документах Боннской Конференции ОБСЕ, подкрепляет внутреннюю и внешнюю политику Сторон и составляет существенный элемент партнерства и этого Соглашения. Пункт 3 Коалиция считает важным для будущего процветания и стабильности региона Средней Азии и соседних регионов поддержать и развить сотрудничество в соответствии с принципами Хельсинского Заключительного Акта и международного права и духом добрососедских отношений и приложит все усилия, чтобы поддержать данный процесс. Часть II Политический диалог Пункт 4 Между Сторонами должен быть установлен регулярный политический диалог, который они намерены развить и усилить. Данный диалог должен сопровождать и укреплять возобновление дружеских отношений, поддерживать политические и экономические изменения, находящиеся в стадии реализации в Республике Узбекистана и внести свой вклад в учреждение новых форм сотрудничества. Политический диалог: - усилит связи Республики Узбекистана с Коалицией и Организациями – Членами таким образом с сообществом демократических наций в целом. Экономическая конвергенция, достигнутая путем данного Соглашения, приведет к более интенсивным политическим отношениям; - приведет к увеличивающейся конвергенции положений по внутренним и международным проблемам вызывающим взаимное беспокойство, таким образом увеличивая безопасность и стабильность. Пункт 5 Другие Процедуры и механизмы политического диалога должны быть установлены Сторонами, и в частности в следующих формах: - регулярные встречи на высшем уровне между представителями Коалиции и организаций - Членов с одной стороны, и официальных представителей других Наций с другой стороны; - использование всех преимуществ дипломатических каналов между сторонами, включая соответствующие контакты в двусторонних так же, как и многосторонних областях; - любые другие средства, включая возможность встреч экспертов, что внесло бы свой вклад в объединение и развитие данного диалога. Пункт 6 Эксперты и Свидетели Должностное лицо требуемой инстанции может быть уполномочено, в рамках предоставленного ему разрешения, предстать в качестве эксперта или свидетеля в слушаниях административных дел, в соответствии с этим Протоколом с письменного разрешения другой Стороны и представить такие документы или заверенные копии, необходимые для такого слушания. Запрос о выступлении должен указать определенно на то, какие дела и на основании какого названия или квалификации чиновника будут подвергнуты сомнению. Пункт 7 Исполнение 1. Руководство данным Протоколом должно быть поручено компетентным службам Коалиции и, при необходимости, администрации Организаций –Членов Коалиции. Ими должны быть выбраны все практические меры и мероприятия, необходимые для его применения, учитывая правила в отношении защиты данных. Они могут рекомендовать компетентные поправки, которые, по их мнению, должны быть сделаны в отношении данного соглашения. 2. Стороны должны консультировать и информировать друг друга относительно детальных правил выполнения, принятых в соответствии с условиями данного Соглашения. Пункт 8 Дополняемость 1. Данное Соглашение должно служить дополнением и не препятствовать применению соглашений о взаимной помощи, которые были заключены или могут быть заключены между человеком или несколькими Организациями Членами. Не должно оно также препятствовать более тесной взаимной помощи, предоставленной согласно данному соглашению. 2. Данные соглашения не наносят ущерб положениям Коалиции, управляющим коммуникацией между компетентными службами Коалиции и истинной администрацией Организаций Члена любой информации, полученной в таких делах, которые могли иметь Заключительная часть Уполномоченный от: _____________________, _____________________, _____________________, _____________________, _____________________, _____________________, Дорожная карта процветания Преамбула В результате административного контроля и вмешательства государства во все сферы экономических отношений, в стране не развиваются рыночные механизмы. А без работающих рыночных механизмов невозможно экономическое развитие и рост благосостояния народа. Принцип разделения властей, заложенный в Конституции, нарушается. В результате этого судебная и законодательные ветви власти стали лишь продолжением исполнительной. Институт частной собственности и ее неприкосновенность до сих пор не сформулированы как один из основных постулатов политики государства и в результате отсутствуют реальные механизмы защиты прав собственности. Как следствие не развивается частная собственность, без чего невозможно формирование класса собственников и построение гражданского общества. Торговля и земледелие являющиеся традиционными сферами деятельности народа Узбекистана, оказались под жестким контролем государства. В результате того, что земля и другие природные ресурсы не имеют товарной стоимости и исключены из гражданско-правового оборота, государство получает право неограниченного управления и распоряжения национальным имуществом, не неся ответственности за нерациональное использование или порчу общенационального имущества. Особенно это касается нашего главного богатства – земли и воды. Качество почв ухудшается, вода используется крайне нерационально, урожайность сельхозкультуры падает. Отсутствие гарантий защиты неприкосновенности частной собственности, интересов инвесторов, прозрачного правового поля, непредсказуемости в принятии решений государственными органами, серьезно повредили репутации Узбекистана как надежного торгового партнера. В результате чего происходит существенный отток инвестиций и капитала из страны, а значительная часть экономики уходит в тень. Приток иностранного капитала на душу населения в Узбекистане один из самых низких среди бывших социалистических стран. Мы, демократические силы Узбекистана привержены к осуществлению политики, основанной на принципах демократии, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции и ограничению роли государства в регулировани экономики. Это поможет создать условия для развития экономики, и как следствие роста благосостояния народа Узбекистана и построения современного демократического общества основанного на соблюдении прав человека. Сельское хозяйство Узбекистан - аграрная страна, где жизнь и деятельность большинства жителей страны напрямую зависит от состояния сельского хозяйства. Необходимо принятие незамедлительных и практических реформ в сфере земельных отношений, которые должны включать следующее: 1 Внедрение рыночных механизмов использования земельных ресурсов с конечной целью введения частной собственности на землю путем укрепления прав аграриев по распоряжению и пользованию арендуемой земли, в том числе предоставления возможности перепродажи прав на землю, земельного залога (при получении ипотечного кредита); 1 Отмена норм, регулирующих договор контрактации. Согласно действующего законодательства предприятие-производитель сельскохозяйственной продукции не может продать свой собственный товар другому юридическому лицу, если последнее не является заготовительной организацией. Отмена данной нормы позволит фермерам, производителям сельскохозяйственной продукции, самостоятельно распоряжаться своим товаром по ценам, определяемым рынком, а не государством; 2 Демонополизация и либерализация сфер снабжения и торговли, в том числе торговли, производства, переработки, и экспорта хлопком; 3 Устранение неэффективных и необоснованных ограничений на развитие предпринимательства на селе, прежде всего фермерских и дехканских хозяйств и категорический запрет на всякие формы административного вмешательства в дела сельских производителей; 4 Создание рыночных механизмов поддержки малого бизнеса на селе. Торговля (Главной причиной недостаточно быстрого развития экономики республики, является отсутствие механизмов рыночного хозяйства, свободного предпринимательства и частных банков. Реформы, которые были проведены в последние 15 лет, не дали ожидаемых результатов. Процветает торгово-спекулятивная деятельность, которая практически подменила производство. Речь прежде всего должна идти о производственной деятельности. Необходимо развивать мало и среднее предпринимательство. Во всех развитых странах малые и средние предприятия, производят до 80% экономической продукции страны. Необходимо осуществление кооперативных начал в развитии экономики. Республика много теряет от разрыва экономических отношений с другими республиками центральной Азии, достаточно сказать, что торговля с этими республиками сократилась более чем наполовину по сравнениям с 1990 годом. В результате все товары местного производства, которые прежде находили сбыт у соседей, затоварили склады местных торговцев. Мы считаем недостаточными те иностранные инвестиции, которые были осуществлены, Мы нуждаемся не в кредитах, а в активном сотрудничестве с развитыми иностранными компаниями и активном участии в процессе глобализации мировой экономики. Для этого необходимо создать условия для гарантии сохранности вложенных в предприятие капиталов. Это требует ликвидации всех форм административного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Государство должно обеспечить самую полную и свободную возможность развитие рыночных механизмов в экономике. Мы предлагаем следующие меры экономических реформ и призываем всю молодёжь принять активное участие в их осуществлении: 1 Восстановление и развитие традиционных торгово-экономических отношений со странами региона Центральной Азии, включая отмену визовых режимов и восстановление приграничной торговли; 2 Вступление в ВТО и развитие регионального сотрудничества должно стать приоритетом государственной политики; 3 Либерализация экономической жизни путём устранения всех административных барьеров, мешающих свободному предпринимательству. 4 Принятие Олий Мажлисом республики закона об участии молодёжи в создание малых и средних предприятий. Этот закон должен учесть ряд привилегий в отношение вновь создаваемых молодыми предпринимателями новых предприятий. Эти предприятия должны носить только производственный характер. 5 Государство должно предусмотреть создание из молодых людей менеджеров современного типа, учитывая, что менеджмент и современная технология являются основой основ современной экономики. 6 Создание условий для восстановления доверия и привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Промышленность Узбекистан унаследовал промышленность советского типа, в основе которой лежала система государственного планирования и централизованного распределения ресурсов (сырьевых, материальных, финансовых и т.д.) В настоящее время многие промышленные объекты и предприятия простаивают без работы, потому что оставаясь под контролем государства не могут отвечать требованиям рынка по причине отсутствия инвестиций для реформирования промышленности, грамотного современного управления и полного отсутствие какой либо программы интеграции в глобальный рынок. При этом были созданы новые промышленные предприятия путем использования иностранных и государственных инвестиций, однако, высокий уровень коррупции в сочетании с низким уровнем компетентности государственных чиновников ответственных за данные проекты привели к чрезмерному увеличению внешнего долга страны, а также к тому, что большинство из этих проектов в настоящее время неконкурентоспособны. Необходима прозрачная и рациональная приватизация секторов промышленности и отказ государства от неэффективного субсидировании, противоречащих принципам добросовестной конкуренции. Микроэкономика Государственный бюджет является закрытой информацией и не обсуждается публично. Годовой бюджет, налоги и пошлины утверждаются правительством без участия законодательной власти, что является прямым нарушением действующей конституции, согласно которой принятие бюджета и налоговой политики является прерогативой законодательной власти. Необходимо ежегодное публичное обсуждение государственного бюджета и информирование общественности об утверждении и распределении бюджетных средств. Монетарная и фискальная политика Государство вмешивается и контролирует коммерческую деятельность банков и других финансовых институтов, в результате чего сфера финансовых услуг не развивается и не пользуется доверием у населения. Годы неэффективной фискальной и монетарной политики усугубили финансовое положение государства, создав серьезные проблемы с платежным балансом и конвертируемостью национальной валюты. Необходимы следующие меры, которые дадут возможность оживить экономику Узбекистана: 6 Полная либерализация обменного курса валюты; 7 Реформа банковской и платежной системы; 8 Приватизация банков; 9 Устранение политического давления государства на деятельность банков под видом осуществления надзорных функций над финансовой состоятельностью коммерческих банков; 10 Устранение несвойственных для банков налогово-контрольных функций; 11 Обеспечение прозрачности и предсказуемости в деятельности государственных органов. Политическая реформа как гарант экономического развития Для того, чтобы экономические реформы заработали, необходимо реформирование всей системы власти, т.е. реформа административной, судебной и законодательной ветвей. В настоящее время, система разделения властей не работает. Суды не являются независимыми и зачастую принимают решения навязанные исполнительной властью. Исполнительная власть пишет и интерпретирует законы, а законодательная власть в своем большинстве представлена лицами подконтрольными исполнительной власти. Без независимой судебной системы невозможно верховенство закона. Без системы подотчетности исполнительной власти перед народом невозможна прозрачность и предсказуемость деятельности администрации. Исполнительная власть узурпировала право принятия решений во всех сферах экономических и политических отношений, грубо вмешиваясь и контролируя все сферы деятельности, при этом не неся ответственности перед народом. В результате берет верх коррупция и произвол чиновников. Реформа исполнительной власти: 12 Ограничение ведомственного нормотворчества (так называемые подзаконные акты) и передача функций по развитию нормативной базы законодательной ветви власти; 13 Пересмотр функций и методов органов государственного регулирования с целью ограничения государственного вмешательства в экономику и отказа от использования административных методов управления; 14 Сокращение государственного аппарата; создание компетентного, компактного и эффективного административного аппарата. Реформа судебной власти, включая реформу судебного законодательства, которое бы обеспечивало: 15 Независимость судей; 16 Конституционность законов; 17 Полный отказ исполнительной власти от вмешательства в деятельность судов в виде вмешательства государственных органов и контроля прокуратуры за судом 18 Состязательность сторон 19 Устранение несвойственных судам функций; 20 Привлечение общественности в судебный процесс (суды присяжных); 21 Введение института третейских судов. Реформа законодательная Демократические принципы о неприкосновенности частной собственности, свободной торговли, разделения властей и прав человека должны быть установлены в основном Законе страны – Конституции. Так как большинство экономических законов (таких как Гражданский Кодекс, Таможенный Кодекс, Налоговый кодекс, Административный кодекс, и т.д.) которые были приняты в начале 90'х годов, более не отвечают современным требованиям рыночной экономики и интеграционным процессам существует острая необходимость приведения законодательство в соответствие с Конституцией и международными обязательствами. Демократические силы Узбекистана считают необходимым проведение политических реформ, без которой невозможно осуществление экономических реформ. Политические реформы должны включать свободу слова, собраний, свободные и справедливые выборы с участием всех оппозиционных партий и движений.
|