На хлопковых полях отсутствует хлопкоуборочная техника и поэтому хоким Наманганской области, хоким Уйчинского района Валиев, заместитель районо Юлдашев М. и директора всех школ заставляют детей вместо учебы собирать установленную норму с каждого ученика по 20 килограммов в день. Ежедневно представители Хокимията, районо и директора всех школ ездят по полям, проверяют наличие учеников по спискам и выполнение нормы.
У детей нет желания собирать хлопок, потому что дети физически устают, часто болеют из-за перепада температур, на поля дети ходят пешком большие расстояния и дети работают без выходных. Ученик 8а класса школы №-6 Джасурбек Кадырджанов сообщил правозащитникам, что дети хотят учиться, что питание на поля они берут с собой, так как еду, которую готовят для школьников, они не хотят есть, потому что она не вкусная и за еду высчитывают деньги с собранной нормы.
Ученики 9а класса школы №-6 Бекзод Шеребджалов дети не получают денег за сбор хлопка, что они даже не знают сколько им будут платить за каждый собранный килограмм хлопка на полях, что воду они приносят с собой, так как их не обеспечивают питьевой водой.
Ученик 9а класса школы №-6 Абасов Б. сообщил, что его класс работает пятый день на сборе хлопка с 8-ми утра до 16:00 часов и домой он возвращается, как и все дети в 18-19 часов вечера.
Ученик 8 класса школы №-6 Джураев Джасур сообщил, что от сбора хлопка сильно болят руки и спина и домой он не может уйти из-за контроля и проверки.
Учитель средней школы начальных классов сообщил правозащитникам, что если учитель не присутствует на поле, то их заставляют писать объяснительные, которые вносят в личное дело, что за не выполнение нормы они выплачивают по 2000 сумов. Учитель жаловался, что директор не принял мер к родителям, которые являются фермерами и сами заставляют своих детей, учеников 3-го и 4-го класса собирать хлопок на полях, так как не успевают выполнить план. Дети пропускают уроки и отстают от программы. У детей нет осенних каникул. Все официальные проверки, в том числе и с ЮНЕСКО, представители Хокимията проводят определенными маршрутами, детей в эти дни не выпускают на поля, так как за два дня сверху все предупреждаются. Технический персонал (уборщицы, секретари и лаборантки) школы обязуют собирать хлопок с выездом на 15-ть дней без выходных. Помещения школы убирают ученики. На школьных линейках дети часто падают в обмороки, потому что многие болеют анемией. Учителя на свои деньги покупают медикаменты для аптечки класса. Школа находится в аварийном состоянии, учеников обязуют сдавать по 7000 сумов на ремонт школы. В классах учиться по 43 ученика, хотя норма не должна превышать 25. Родителей обязуют покупать парты и стулья. Учебников не хватает. Зарплата учителей составляет 130000 сумов в месяц
Правозащитник IHXJ Ахмаджон Нормирзаев сообщил следующее:
«Ситуация с урожаем хлопка не важная.
Собирают его фермерские хозяйства своими силами, также забирают на хлопок людей с предприятий, организаций и т.д.
Кроме этого в самом городе Намангане в школах детей не трогают, отправляют учителей, в основном - молодых учителей, практикантов-учителей, (10-20% от общего числа учителей).
В районах Наманганской области ситуация иначе - там помимо всех вышеуказанных - на хлопок отправили учеников и учениц 6-8-9 классов (13-14-15-16 лет) соответственно с учителями.
В наманганской области на хлопковых полях задействованы школьники 40-а школ.
Первый зам хокима Наманганской области по аграрному сектору Барнаев Гафур Латыпович в начале сентября на совещании заявил фермерам, предпринимателям и руководителям предприятии, что задачи хлопка сердца должны быть выполнены без эксплуатации детского труда, так международное сообщество не покупает хлопок, собранный детьми. Через некоторое время этот же хоким дал устное распоряжение привлекать учеников на сбор хлопка ради выполнения плана. И поэтому я считаю, что международное сообщество должны отказаться от покупки хлопка из Узбекистана».
В16:30 часов в городе Намангане за правозащитниками была организована погоня властными структурами, так как они были замечены на хлопковых полях. 5-ть сотрудников уголовного розыска искали правозащитников в кафе и на стоянках такси, но правозащитниками удалось уйти от преследований.
Правозащитники PAU считают, что хлопок должны убирать хлопкоуборочной техникой, тем более, что посев хлопка в Наманганской области занимает 99297 гектаров земли.
Правозащитники PAU призывают детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и международную организацию труда (МОТ), которые занимаются предотвращением детского труда во всем мире, за нарушения международных обязательств и ряда норм статей Конвенции о правах ребенка призвать к ответу государство Узбекистан.
Привлечь в международный трибунал ООН президента Узбекистан Ислама Каримова и членов его правительства Шавката Мирзияева, Генпрокурора Узбекистана Рашиджона Кадырова, Омбудсмена Узбекистана Саеру Рашидову, директора Национального центра по правам человека Акмаля Саидова за массовую эксплуатацию детей и систематические нарушения прав детей в Узбекистане.
Правозащитники PAU призывают Европейский Союз не отменять санкции в отношении Узбекистана, а наоборот продлить их и сделать более жесткими за массовые и систематические нарушения прав детей государством Узбекистан.
Урлаева Елена - правозащитница «Правозащитного Альянса Узбекистана PAU»
5 октября 2008 года